Фискальная (бюджетно–налоговая) политика является составной частью стабилизационной экономической политики государства, цели которой заключаются в воздействии на экономическую конъюнктуру для обеспечения экономического роста при полной занятости и ограниченных темпах инфляции. Инструментами фискальной политики являются государственные расходы и налоговые ставки. Объектом фискальной политики является совокупный спрос.
В кейнсианской теории совокупного спроса бюджетно–налоговая политика, в зависимости от состояния конъюнктуры, может быть либо стимулирующей, либо сдерживающей (антиинфляционной). Стимулирующая фискальная политика необходима при наличии рецессионного разрыва (см. рис. 4.17–а), т.е. недостаточного совокупного спроса; в случае инфляционного разрыва (избыточного совокупного спроса, см. рис. 4.17–б) должна применяться сдерживающая бюджетно–налоговая политика.
Стимулирующая фискальная
политика реализуется посредством увеличения государственных расходов (
) и снижения налоговых ставок (
). Рост государственных расходов непосредственно приводит к
сдвигу кривой совокупного спроса вверх и соответствующему росту равновесного
ВВП
(с мультипликативным
эффектом, см. рис. 4.19), а изменение налоговых ставок воздействует на
совокупный спрос
путем изменения объемов потребительских
расходов домохозяйств и инвестиционных расходов предприятий:
. Целью стимулирующей фискальной политики является
достижение равновесного значения дохода на уровне
(потенциального ВВП).
Сдерживающая фискальная политика
направлена на снижение избыточного совокупного спроса (
) путем сокращения государственных расходов и
увеличения налоговых ставок, что приводит к сдвигу кривой совокупного спроса
вниз:
;
, в результате чего равновесное значение дохода снижается до
неинфляционного уровня
полной занятости.
Основные цели государственной стабилизационной политики образуют «золотой четырехугольник» (рис. 10.1), который наглядно иллюстрирует расхождение запланированных и фактических значений целевых показателей.

Рис. 10.1. «Золотой четырехугольник» целей стабилизационной политики государства (пунктирной линией – фактические, сплошной – запланированные значения)
Эффективность стабилизационной политики оценивается с
помощью «золотого четырехугольника» путем сопоставления планируемых и
фактических значений целевых показателей. На рис. 10.2 изображены конфигурации
фактических значений
,
,
и
экономики Украины за
2003 и 2004 гг., позволяющие сделать вывод о том, что в 2004 г. произошло
значительное улучшение экономической ситуации – четырехугольник сместился вверх
и вправо (темп инфляции снизился, возросло значение
чистого экспорта страны, увеличился темп экономического роста, снизился уровень
безработицы).

Рис. 10.2. «Золотой четырехугольник» фактических показателей
экономики Украины
в 2003
и 2004 гг.
Такие цели стабилизационной политики, как темп инфляции и безработица, являются взаимоисключающими (согласно кривой Филлипса, они находятся в обратной зависимости, т.е. снижение уровня безработицы ведет к росту цен, и наоборот).
Взаимодополняющими целями стабилизационной политики являются рост уровня занятости (снижение безработицы) и увеличение темпов экономического роста.
Взаимозависимость целей стабилизационной политики проявляется в том, что уровень цен зависит от конъюнктуры. Рост уровня цен в период экономического роста является неизбежным и закономерным. С другой стороны, конъюнктура также зависит от уровня цен: рост уровня цен в период экономического спада (снижения объемов выпуска) приводит к еще большей стагнации, поскольку способствует снижению совокупного спроса. Таким образом, уровень цен и конъюнктура являются взаимозависимыми.
На рис. 10.3 показано, как влияет стимулирующая и
сдерживающая фискальная политика на конъюнктуру (пунктирной линией показана
динамика совокупного спроса в результате проведения стабилизационной фискальной
политики): в период «бума» с помощью антиинфляционной бюджетно–налоговой
политики происходит сдерживание роста совокупных расходов E на неинфляционном
уровне полной занятости (
); в период спада (депрессии) стимулирующая
политика удерживает совокупный спрос от критического снижения.

Рис. 10.3. Фискальная политика и фазы цикла конъюнктуры
В случае рецессионного разрыва равновесное значение ВВП
оказывается ниже потенциального
, т.е. в экономике наблюдается конъюнктурная безработица. Для
обеспеченния полной занятости (снижения безработицы –
) государство должно проводить стимулирующую
фискальную политику, целью которой является увеличение совокупного спроса до
значения
. Поскольку изменение государственных расходов оказывает
мультипликативный эффект на совокупный спрос, любое приращение
приведет к изменению
равновесного значения ВВП на величину
, где
– мультипликатор
автономных расходов.
Механизм действия стимулирующей фискальной политики можно проиллюстрировать рис. 10.4–10.8.

Рис. 10.4. Сдвиг кривой IS в результате стимулирующей фискальной политики
Сдвиг кривой совокупного спроса вправо (
) приводит к сдвигу вправо кривой IS (
). Сдвиг кривой AD вправо может быть обусловлен: а) увеличением государственных расходов
; б) снижением налоговых ставок
. В первом случае присутствие государства в экономике
усиливается, во втором – снижается (государство
«уходит» из экономики).
Воздействие фискального импульса (роста государственных расходов) на уровень занятости проявляется в том, что кривая спроса на труд поворачивается против часовой стрелки (рис. 10.5).

Рис. 10.5. Рост спроса на труд (
) в результате фискального импульса (
)
С ростом
(
) растет объем индуцированных инвестиций:
, в то время, как объем автономных
инвестиций сокращается:
в связи с ростом
ставки процента
(рис. 10.6).

Рис. 10.6. Рост объема индуцированных инвестиций (
) и снижение объема автономных инвестиций (
) в результате роста дохода (
)
На денежном рынке происходит сдвиг кривой LM влево в силу того, что
рост уровня цен (
) приводит к сокращению реальных кассовых остатков
(рис. 10.7). Очевидно, что при неизменном номинальном предложении денег их
реальное количество с ростом уровня цен снижается (
), в результате чего эффективный спрос также снижается
(
).

Рис. 10.7. Влияние уровня цен на предложение денег и объем
эффективного спроса (
– транзакционный спрос на деньги)
Сокращение реальных кассовых остатков (
) приводит к росту реальной ставки процента R (рис. 10.8).

Рис. 10.8. Влияние уровня цен на реальную
рыночную стаку процента (
– спрос на деньги со стороны активов)
Соответствующий сдвиг кривой LM показан на рис. 10.9. При этом предполагается, что номинальная денежная масса (
) остается неизменной.

Рис. 10.9. Сдвиг кривой LM в результате роста уровня цен при неизменном номинальном предложении денег
Как видно из рис.
10.10, в результате стимулирующей фискальной политики, целью которой был рост
равновесного значения дохода
, фактически доход
вырос только до значения
, что обусловлено сдвигом кривой LM влево (
).

Рис. 10.10. Сдвиг кривых IS и LM под влиянием стимулирующей фискальной политики
Целью стимулирующей фискальной политики является рост ВВП за счет увеличения совокупных расходов
, что, как было показано ранее, неизбежно приводит к росту транзакционного
спроса на деньги (
). Это является причиной роста ставки процента
, и в результате возникает эффект вытеснения,
который заключается в снижении совокупных расходов (
):
.
Таким образом, в процессе проведения
стимулирующей политики, целью которой является рост равновесного значения
дохода (
) за счет роста совокупного спроса
(т.е. роста
инвестиционных расходов предприятий
и потребительских
расходов домохозяйств
), растет спрос на деньги
, что приводит к росту ставки процента
, а это – к снижению спроса на заемные средства и
соответствующему снижению объемов инвестиций
, т.е. стимулирующий эффект фискальной политики «вытесняется»
дестимулирующим эффектом роста процентной
ставки. Поскольку в неоклассической теории сбережения домохозяйств
положительно зависят
от ставки процента, то ее рост (
) приводит к росту объема сбережений
, т.е. снижению объема потребительских расходов
, что также негативно отражается на величине совокупного
спроса (
).
Для повышения эффективности стимулирующей фискальной
политики она должна проводиться в сочетании с соответствующей монетарной
политикой, направленной на снижение ставки процента
путем увеличения
предложения денег
.
Чем чувствительнее доход
к ставке процента
, тем сильнее эффект вытеснения. Чувствительность дохода к
ставке процента определяется углом наклона кривой
(рис. 10.11). Чем
больше угол наклона кривой
, тем большим будет снижение равновесного значения дохода
(
) при увеличении ставки процента (
).

Рис. 10.11. Угол наклона кривой IS и эффект вытеснения
Угол наклона кривой LM также оказывает влияние на величину эффекта вытеснения, поскольку определяет чувствительность ставки процента R к изменению дохода Y (рис. 10.12). В случае более пологой кривой LM ставка процента менее чувствительна к изменению дохода, чем в случае, когда угол наклона кривой LM больше.
Рис. 10.12. Угол наклона кривой LM и эффект вытеснения
Это означает, что в процессе проведения стимулирующей фискальной политики ставка процента будет расти менее значительно и эффект вытеснения будет меньшим в случае более пологой кривой LM. По рис. 10.12 видно, что для одинакового изменения ставки процента в случае более пологой кривой LM требуется более значительное изменение дохода Y, чем в случае более крутой кривой LM.
Наличие эффекта вытеснения приводит к выводу, что стимулирующая фискальная политика будет более эффективной, если стабилизационная политика государства будет комбинированной, т.е. стимулирование экономического роста будет происходить как за счет мер фискальной политики, так и за счет мероприятий Центрального банка по увеличению объема предложения денег. Аналогично, в период проведения антиинфляционной фискальной политики монетарная политика государства должна быть направлена на сокращение денежного предложения («сжатие»). Согласованность мер фискальной и монетарной политики позволяет смягчить или полностью устранить эффект вытеснения за счет регулирования реальной рыночной ставки процента.
Однако если правительство ставит взаимоисключающие цели
стабилизационной политики, например – экономический рост и таргетирование
инфляции, то меры фискальной и монетарной политики могут оказаться
противоположно направленными: фискальный импульс может сопровождаться рестрикционной
монетарной политикой. Правило, согласно которому количество взаимоисключающих
целей стабилизационной политики определяет количество используемых
инструментов, называется правилом Тинбергена.
Налоговая система Украины – это совокупность общегосударственных и местных налогов, сборов и других обязательных платежей, взимаемых в бюджеты и государственные целевые фонды, а также принципов, форм их установления, замены или отмены, порядка их исчисления, оплаты и взыскания, включая организацию работы по их контролю.Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.
Первая классификация налогов – выделение прямых (на доходы)
и косвенных (на расходы) налогов – была предложена еще А. Смитом, который
относил к прямым налогам налоги на фаторные доходы:
налог на землю, предпринимательскую прибыль и заработную плату наемного
работника. К косвенным налогам он отнес налоги на расходы, которые
перекладываются на потребителя. Такая классификация налогов используется до сих
пор
. По
такому критерию налоги подразделяются на:
– прямые налоги на доход и на имущество налогоплательщика (налог на землю, налог на прибыль, подоходный налог и другие);
– косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара, работы, услуги.
Прямые налоги подразделяются на:
– реальные налоги, размер которых не зависит от личности налогоплательщика и доходности объекта налогообложения;
– личные налоги, такие как подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушные налоги, налог на прибыль, налог на прирост капитала и так далее.
Классификация косвенных налогов включает:
– акцизы, которые бывают универсальными и индивидуальными. Индивидуальными акцизами облагаются отдельные виды товаров, услуг или обороты на определенной стадии воспроизводства (например, налог с продаж). Универсальным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость (НДС), которым облагаются все товары, работы и услуги;
– фискальные монополии – это косвенный налог на товары, производство или реализация которых являются исключительной монополией государства. Фискальная монополия может быть полной или частичной. При полной монополии государство монополизирует и производство, и реализацию; при частичной – только производство или только реализацию какого–либо товара;
– таможенные пошлины – косвенные налоги, применяемые во внешнеэкономической деятельности.
Классификация налогов по субъектам налогообложения предусматривает следующие их виды:
– налоги на юридических лиц (налог на прибыль предприятия);
– налоги на физических лиц (подоходный налог с граждан).
Объект налогообложения – это:
1) доход или имущество налогоплательщика, с которого исчисляется налог, и которое служит основой для налогообложения. Например заработная плата, прибыль, капитал, ценные бумаги, процент, недвижимое имущество, товар, иногда физические лица (подушный налог). Отдельные объекты налогообложения (доход, иногда – имущество и капитал, из которого субъект налогообложения уплачивает налог) являются источником налога;
2) юридический факт, с которым связано возникновение налоговых обязательств (реализация товара, работ, услуг, ввоз товара на территорию страны, факт владения имуществом, сделка купли/продажи имущества или ценных бумаг, вступление в наследство, получение дохода и т.д.).
Налоговая ставка – это сумма налога в
расчете на единицу налогообложения
.
Налоговые ставки могут также устанавливаться в виде денежной суммы,
приходящейся на один объект налогообложения или на показатель, характеризующий
этот объект.
Методы налогообложения – способы взимания налогов, определяющие изменение ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. К ним относятся равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.
Равным называют метод налогообложения, когда для каждого плательщика устанавливается равная сумма налога, например – подушное налогообложение (аккордный налог). Метод равного налогообложения не учитывает имущественного положения налогоплательщика и применяется в исключительных случаях (например, целевые налоги или налоги, устанавливаемые в процентах от минимальной месячной оплаты труда). Твердая налоговая ставка – налоговая ставка, установленная в абсолютной сумме независимо от величины дохода. Реальное налогообложение – система налогообложения, при которой налоговые ставки установлены в абсолютной сумме независимо от величины дохода.
При пропорциональном налогообложении для каждого налогоплательщика устанавливается равная ставка налога, которая не зависит от размеров базы налогообложения. С ростом налоговой базы налог возрастает пропорционально. Например, ставка налога на прибыль корпораций в Украине равна 25% независимо от размеров прибыли налогоплательщика. Пропорциональная налоговая ставка – налоговая ставка, не зависящая от величины дохода.
При прогрессивном налогообложении с ростом налоговой базы возрастает ставка налога (например, при налогообложении доходов физических лиц). Прогрессивная налоговая ставка – налоговая ставка, возрастающая по мере роста налогооблагаемого дохода.
Метод регрессивного налогообложения характеризуется
понижением ставки налога с ростом налоговой базы.
Аккордный налог – налог, взимаемый с
совокупной суммы доходов физического или юридического лица, не зависящий от
суммы дохода или потребления, в соответствии с которым налогоплательщик
выплачивает фиксированную сумму, не зависящую ни от каких обстоятельств и
которого нельзя никак избежать. Примером аккордного налога в Украине является
единый налог
на
предпринимательскую деятельность. Ставки единого налога устанавливаются
местными органами власти для каждого вида деятельности
отдельно в пределах от 20 до 200 грн. в месяц.
Аккордный налог иногда называют паушальным налогом. Паушальная сумма (от немецкого pauschal – суммарный) – это общая сумма платежей без дифференциации на составные части; в налоговой практике паушальная сумма – общая сумма начисленных налогов без разделения на их отдельные виды.
Ставка налога на прибыль предприятий
составляет 25% от объекта налогообложения. Объектом налогообложения является
прибыль (П), которая определяется путем уменьшения суммы валовых доходов (ВД)
на сумму валовых расходов (ВР) и амортизационных отчислений (А): П = ВД – ВР – А.
Налог на добавленную стоимость
(НДС) в Украине выполняет фискальные функции (наполнения бюджета); в базу
налогообложения включаются налоги, сборы и другие обязательные платежи:
таможенные пошлины и сборы, акциз; налог на землю, на владельцев транспортных
средств, коммунальный налог, налог на рекламу и т.д.; сборы и обязательные
платежи за использование природных ресурсов, экологические сборы и взносы на
пенсионное и социальное страхование (которые составляют примерно 40% фонда
оплаты труда). В Украине
предусмотрены две ставки НДС: ставка 20% и льготная ставка 0% для товаров и
услуг, потребление которых происходит за пределами таможенной территории
Украины, а так же для отдельных видов продукции
Акцизный сбор – это налог на
высокорентабельные потребительские товары не первой необходимости
(предметы роскоши или вредные для здоровья человека). Этот вид налога (табл. 10.1, рис. 10.13)
имеет социальную направленность. Назначение этого налога – перенесение
налогового бремени с малообеспеченных слоев населения на более зажиточных граждан,
снижение уровня потребления продукции, вредной для здоровья человека (сигареты,
ликеро-водочные изделия).
Таблица 10.1.
Динамика объемов акцизного сбора в Украине
|
Акцизний збір* |
Рік |
|||||
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
|
млн.грн. |
||||||
|
з вироблених в Україні товарів |
4554 |
6048 |
7283 |
7493 |
8990 |
10125 |
|
з ввезених на територію України товарів |
587 |
613 |
599 |
1051 |
1496 |
2553 |
|
% до загального обсягу |
||||||
|
з вироблених в Україні товарів |
88,58 |
90,80 |
92,40 |
87,70 |
85,73 |
79,86 |
|
з ввезених на територію України товарів |
11,42 |
9,20 |
7,60 |
12,30 |
14,27 |
20,14 |
|
% до ВВП |
||||||
|
Обсяги імпорту |
55,18 |
55,96 |
50,64 |
49,47 |
50,56 |
54,90 |
* За даними Рахункової палати України
** За даними Держкомстату України
По данным табл. 10.1 можно убедиться, что удельный вес акцизного сбора с импортных товаров в Украине имеет устойчивую тенденцию роста.

Рис. 10.13. Динамика удельного веса акцизного сбора в ВВП Украины
В табл. 10.2 приведены данные о динамике доходов государственного бюджета, налоговых поступлений по отдельным видам налогов (НДС, налога на прибыль и акцизного сбора) и динамике ВВП Украины.
Таблица 10.2.
Динаміка ВВП і доходів державного бюджету України
|
Рік |
ВВП, млн. грн. |
Доходи державного бюджету*, млн. грн. |
|||
|
всього |
Податкові надходження |
||||
|
податок на прибуток підприємств |
ПДВ |
акцизний збір |
|||
|
1998 |
102593,0 |
28915,8 |
5694,4 |
7460,1 |
1288,8 |
|
1999 |
130442,0 |
32876,0 |
6352,5 |
8409,2 |
1787,6 |
|
2000 |
170070,0 |
49118,0 |
7698,4 |
9441,4 |
2239,7 |
|
2001 |
204190,0 |
54935,0 |
8280,0 |
10348,4 |
2654,3 |
|
2002 |
225810,0 |
45468,0 |
8162,0 |
6683,0 |
3887,0 |
|
2003 |
267344,0 |
55077,0 |
13087,0 |
12598,0 |
5141,0 |
|
2004 |
345113,0 |
70338,0 |
16025,0 |
16734,0 |
6661,0 |
|
2005 |
441452,0 |
105330,0 |
23272,0 |
33804,0 |
7882,0 |
|
2006 |
544153,0 |
133522,0 |
25863,0 |
50397,0 |
8544,0 |
|
2007 |
720731,0 |
165939,0 |
33964,0 |
59383,0 |
10486,0 |
|
2008 |
949864,0 |
231723,0 |
47456,0 |
–218057,5** |
12678,0 |
* За даними Рахункової палати України![]()
** У 2008 році податкові надходження від ПДВ склали 126023 млн. грн., бюджетне відшкодування податку
на додану вартість грошовими коштами –344080,5 млн. грн.
По данным табл. 10.2 построена кривая (рис. 10.14), отражающая динамику удельного веса доходов бюджета в ВВП.
Проблема обеспечения необходимого объема налоговых поступлений связана со степенью «тенизации» экономики. Сложность и трудоемкость процесса начислення и уплаты налогов в Украине, тяжесть налогового бремени являются причинами «ухода в тень» значительного числа предприятий, сокрытия части налогооблагаемого дохода. Рост числа убыточных предприятий приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет от налога на прибыль (рис. 10.15). В результате удельный вес доходов бюджета в ВВП Украины подвержен значительным колебаниям (рис. 10.14).

Рис. 10.14. Динамика удельного веса доходов бюджета в ВВП Украины
Проверка достоверности предоставленной отчетности
предприятий является сложным и затратным процессом, в силу чего многие
предприятия имеют возможность уклонения от уплаты налога на прибыль. Удельный
вес убыточных промышленных предприятий в Украине (табл. 10.3) остается
значительным на протяжении всего периода с 2000 по 2008 гг., что является
причиной нестабильного уровня поступлений налога на прибыль предприятий в
государственный бюджет (рис. 10.15).

Рис. 10.15. Динамика удельного веса налога на прибыль
предприятий в ВВП Украины
Таблица 10.3.
Динаміка рентабельності
промислових підприємств і питомої ваги податку на прибуток у ВВП України*
|
Рік |
Коефіцієнт
парної кореляції |
|||||||||
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
||
|
Ставка податку на прибуток підприємств, % |
||||||||||
|
30 |
25 |
|||||||||
|
Рентабельність операційної
діяльності промислових підприємств, % |
0,69 |
|||||||||
|
4,8 |
3,7 |
2,6 |
3,3 |
4,7 |
5,5 |
5,8 |
5,8 |
5 |
||
|
Рентабельність
сільськогосподарського виробництва, % |
0,03 |
|||||||||
|
-1 |
18,3 |
4,9 |
12,6 |
8,1 |
6,8 |
2,8 |
15,6 |
13,4 |
||
|
Частка збиткових
підприємств промисловості, % |
-0,52 |
|||||||||
|
42 |
41 |
42 |
40 |
38 |
37 |
35 |
33 |
39 |
||
|
Податок на прибуток підприємств, % до ВВП |
Х |
|||||||||
|
4,53 |
4,06 |
3,61 |
4,9 |
4,64 |
5,27 |
4,75 |
4,71 |
5 |
||
* За даними Держкомстату України,
Рахункової палати України, власні розрахунки
Коэффициент парной корреляции удельного веса налога на прибыль предприятий в ВВП и удельного веса убыточных предприятий промышленности имеет отрицательное значение (–0,52), т.е. между этими показателями наблюдается достаточно устойчивая обратная связь (рис. 10.16). Обеспечение условий повышения рентабельности отчественных предприятий приведет к росту поступлений в государственный бюджет от прямых налогов.
Низкий уровень рентабельности в промышленном производстве обусловлен недостаточностью инвестиций в новые, ресурсосберегающие технологии (рис. 10.17).

Рис. 10.16. Связь
между удельным весом налога на прибыль предприятий в ВВП Украины и долей
убыточных предприятий промышленности

Рис. 10.17. Связь между объемом технологических инноваций и
рентабельностью промышленных предприятий Украины![]()
Рост объемов теневой занятости приводит к сокращению поступлений подоходного налога с граждан, взносов на социальное страхование, т.е. к сокращению объемов поступлений прямых налогов в государственный бюджет.
В силу перечисленных причин в Украине большую часть налоговых поступлений в государственный бюджет составляют косвенные налоги (табл. 10.4, рис. 10.18).
Таблица 10.4.
Динамика объемов и удельного веса в ВВП Украины косвенных налогов и налогов на доходы и имущество*
|
Рік |
Податки на виробництво
та імпорт |
Поточні податки на
доходи, майно та інші сплачені поточні трансферти |
||
|
млн.грн. |
% до ВВП |
млн.грн. |
% до ВВП |
|
|
2000 |
31707,0 |
18,64 |
6377,7 |
3,75 |
|
2001 |
30720,0 |
15,04 |
8774,9 |
4,30 |
|
2002 |
30764,0 |
13,62 |
13849,0 |
6,13 |
|
2003 |
34277,0 |
12,82 |
16685,0 |
6,24 |
|
2004 |
40018,0 |
11,60 |
17269,0 |
5,00 |
|
2005 |
62777,0 |
14,22 |
20417,0 |
4,62 |
|
2006 |
82377,0 |
15,14 |
33803,0 |
6,21 |
|
2007 |
101230,0 |
14,05 |
49053,0 |
6,81 |
* За даними
Держкомстату України, власні розрахунки

Рис. 10.18.
Динамика удельного веса налогов на доходы и имущество в ВВП Украины
Налоговая функция – это выражение, связывающее объем
налоговых поступлений в бюджет (T) с величиной дохода Y, предельной налоговой ставкой t и объемом автономных налогов
:
. (10.1)
Автономные налоги – это налоги, уплачиваемые домохозяйствами независимо от полученного дохода; например, налоги на имущество (на недвижимость, на владельцев транспортных средств, на землю).
Автоматические чистые
налоги – это сумма налоговых поступлений, изменяющаяся при изменении дохода
автоматически (без изменения налоговых ставок).
Предельная налоговая ставка
(
) – это показатель того, на сколько изменится величина
автоматических налоговых поступлений в бюджет при изменении дохода на единицу:
. (10.2)

Рис. 10.19. Динамика предельной налоговой ставки в Украине
На рис. 10.20 показана связь между динамикой ВВП Украины и динамикой косвенных и прямых налогов.

Рис. 10.20. Зависимость объемов налоговых поступлений в государственный бюджет Украины от ВВП для косвенных и прямых налогов
Очевидно, что предельная ставка косвенного налога (0,14) в два раза превышает предельную ставку прямых налогов (0,07). На рис. 10.21 и 10.22 показана динамика предельных ставок косвенного и прямых налогов в Украине.

Рис. 10.21. Динамика предельной ставки косвенного налога в Украине

Рис. 10.22. Динамика предельной ставки подоходного налога на граждан в Украине
Обращает внимание тот факт, что частота колебаний предельной ставки прямых налогов (рис. 10.23–10.24) намного выше, чем предельной ставки косвенного налога (см. рис. 10.21). Значительно большая гибкость предельной ставки прямых налогов в краткосрочном периоде обуславливает сложность прогнозирования объема соответствующих налоговых поступлений, что делает прямые налоги «неудобными» с точки зрения государства. С этой точки зрения косвенные налоги являются более «надежным» способом наполнения бюджета.

Рис. 10.23. Динамика предельной ставки налога на доходы и имущество в Украине

Рис. 10.24. Динамика предельной ставки налога на прибыль предприятий в Украине
По графику рис. 10.20 заметно, что в Украине доминирует косвенное налогообложение (или налогообложение потребления). Этим нарушается принцип социальной справедливости: при косвенном налогообложении и богатые, и бедные платят одну и ту же сумму налога на единицу покупаемой продукции, поэтому косвенное налогообложение способствует снижению потребления малообеспеченных слоев населения и домохозяйств с низким уровнем среднедушевого дохода.
Это снижение потребления не может быть компенсировано адекватным ростом потребительских расходов зажиточных граждан, поскольку их расходы не так чувствительны к косвенному налогу, как расходы большей части населения с низким уровнем дохода.
Таблица 10.5.
Динамика удельного веса косвенных налогов и потребительских расходов населения Украины в ВВП
|
|
2000 р. |
2001 р. |
2002 р. |
2003 р. |
2004 р. |
2005 р. |
2006 р. |
2007 р. |
2008 р. |
|
ВВП, млн. грн. |
170070 |
204190 |
225810 |
267344 |
345113 |
441452 |
544153 |
720731 |
949864 |
|
Витрати населення (без заощаджень) |
|||||||||
|
млн. грн. |
83777 |
102835 |
185073 |
215672 |
274241 |
335753 |
427858 |
575510 |
786861 |
|
% до ВВП |
49,26 |
50,36 |
81,96 |
80,67 |
79,46 |
76,06 |
78,63 |
79,85 |
82,84 |
|
Податки на виробництво та імпорт |
|||||||||
|
млн. грн. |
31707 |
30720 |
30764 |
34277 |
40018 |
62777 |
82377 |
101230 |
118343 |
|
% до ВВП |
18,64 |
15,04 |
13,62 |
12,82 |
11,60 |
14,22 |
15,14 |
14,05 |
12,46 |
В 2005 году предельная ставка косвенного налога достигает значения 23,6 % (см. рис. 10.20), в то время, как предельная ставка налогов на доходы и имущество достигает уровня 3,3 % (см. рис. 10.23). Налогообложение в Украине является регрессивным за счет доминирования косвенных налогов. Такая ситуация не может рассматриваться как допустимая в условиях высокой степени дифференциации доходов, поскольку является проявлением дискриминации в отношении большей части населения Украины: чем ниже уровень дохода домохозяйств, тем больше удельный вес косвенных налогов в их расходах, т.е. больше налоговая нагрузка.
Подобная дискриминация в распределении налогового бремени не способствует росту потребительского спроса (рис. 10.25), что, в свою очередь, является серьезным препятствием для экономического роста.
Коэффициент парной корреляции показателей удельного веса косвенных налогов и расходов населения в ВВП равен –0,77. Это свидетельствует о наличии устойчивой обратной связи между косвенным налогообложением и потреблением. Эта связь (рис. 10.25) может быть описана уравнением:
, или:

Рис. 10.25. Связь между удельным весом косвенных налогов и удельным весом потребительских расходов в ВВП Украины
(10.3)
Из уравнения (10.3) видно, что при увеличении суммы косвенных
налогов на 1 грн. объем потребительских расходов населения Украины в
долгосрочном периоде сократится более чем на 5 грн. (в краткосрочном периоде
действуют другие факторы, обуславливающие колебания спроса, в особенности при
изменении ставок акциза). Сумма косвенных налогов является линейной функцией
ВВП:
(см. рис. 10.20).
Используя выражение для суммы косвенного налога:
, где
– предельная ставка
косвенного налога, получаем:
.
Учитывая, что
, получаем:
. (10.4)
Таким образом, предельная ставка косвенного налога, равная 14,81 %, обеспечивает потребительские расходы в объеме 70% от ВВП.
Наиболее опасным следствием такого институционального фактора, как доминирующая роль косвенного налогообложения, является снжение качества жизни большей части населения, что приводит к демографическому кризису и снижению трудового потенциала Украины. Таким образом, налоговая политика государства в Украине не является средством регулирования экономики, а ориентирована на обеспечение налоговых поступлений в бюджет «любой ценой», т.е. без учета макроэкономических последствий.
Увеличение суммы автономных налогов приводит к сдвигу кривой
совокупных расходов вниз, а снижение
– к сдвигу вверх (рис.
10.26–а). Влияние ставки налога на совокупный спрос проявляется в том, что при
изменении налоговых ставок кривая совокупных расходов не только сдвигается
вверх или вниз, но и меняет угол наклона (рис. 10.26–б).

Рис. 10.26. Изменение налоговых ставок и кривая совокупных расходов
И в том, и в
другом случае равновесный объем выпуска меняется
на величину
. Рост суммы
автономного налога на величину
> 0 приводит
к сдвигу кривой совокупных расходов вверх на величину
, вследствие чего равновесное значение ВВП увеличивается на
величину
(см. рис. 10.26–а). Мультипликатор автономных налогов
– это отношение:
, (10.5)
которое показывает, на сколько единиц увеличится равновесное
значение ВВП при снижении суммы автономных налогов на единицу. Знак «–» означает, что при снижении автономных налогов (
) равновесное значение ВВП будет расти (
), и наоборот.
Поскольку изменение суммы автономного налога на величину
приводит
к изменению располагаемого дохода
на ту же величину с противоположным знаком:
,
а располагаемый доход представляет сумму потребительских
расходов
и сбережений
, и его изменение (при неизменной склонности к потреблению
)
приведет к соответствующим изменениям
и
:
,
то в каждой точке кривой
совокупные расходы
сократятся на величину снижения располагаемого дохода без сбережений:
,
что приведет к сдвигу кривой совокупных расходов на величину:
.
Исходя из определения налогового мультипликатора (10.5), получаем:
, (10.6)
где
– мультипликатор
автономных (государственных) расходов.
Если правительство усиливает свое
присутствие в экономике, финансируя прирост государственных расходов (
) за счет увеличения автономных налоговых поступлений (
), то прирост равновесного значения ВВП будет определяться
как разность между значением его прироста в результате увеличения объема
государственных расходов (
) и снижения в результате роста автономных налогов (
):
.
Учитывая выражение (10.6), получаем:
(10.7)
Из выражения (10.7) видно, что при MPC < 1 одновременное
увеличение государственных расходов и автономных налогов на одну и ту же
величину (
) приведет к росту равновесного объема ВВП (
):
(10.8)
Величина
– это мультипликатор
сбалансированного бюджета. При этом в данном случае под сбалансированным понимается бюджет, расходы и доходы
которого увеличены на одинаковую величину:
. Из (10.8) видно, что мультипликатор сбалансированного
бюджета:
(10.9)
должен быть меньше или равен 1. Действительно, учитывая выражение для мультипликатора автономных расходов:
,
и подставляя его в выражение (10.8), получаем выражение (10.9). При этом числитель и знаменатель в правой части выражения (10.9) будут равны при условии: MPI = mpi, где MPI – предельная склонность к инвестированию, а mpi – предельная склонность к импортированию.
Производители воспринимают налоги как издержки, потому рост налоговых ставок приводит к снижению объемов выпуска, и наоборот. Основным рычагом, с помощью которого государство может повлиять на совокупное предложение, является ставка налога t. Снижение налогового бремени является стимулом к увеличению выпуска продукции и увеличению объема частных инвестиций, что приводит со временем к сдвигу кривой AS вправо (рис. 10.27–а). При этом государство может интенсифицировать этот процесс, финансируя фундаментальные научные исследования, способствующие появлению новых технологий, а так же обучение и переподготовку кадров, что обеспечивает рост занятости.
Рост занятости приводит к сдвигу вправо кривой AD (рис. 10.13–б).

Рис. 10.27. Политика стимулирования совокупного предложения
Теория оптимального налогообложения занимается
исследованиями влияния общего уровня налогов на экономическое развитие.
Американский экономист А. Лаффер обосновал прямую
зависимость между прогрессивностью налогообложения, объемом национального
производства и доходами бюджета. Графическое изображение этой зависимости
получило название «петля Лаффера» (рис. 10.28).
Tmax

Рис. 10.28. «Петля» Лаффера (t – ставка налога, T – налоговые поступления)
Налоговые поступления в бюджет (T), согласно концепции Лаффера, являются функцией двух переменных: налоговой ставки t и налоговой базы (
):
.
Высокие
налоговые ставки (
) приводят к сужению базы налогообложения (![]()
) за счет снижения объемов национального производства и росту
числа случаев уклонения от уплаты налогов. В этом случае снижение
налоговых ставок будет приводить к росту объемов налоговых поступлений за счет
«выхода из тени» большинства предприятий, увеличения совокупного спроса и
соответствующего роста объемов производства.
Оптимальное налоговое бремя
соответствует ставке
, при которой налоговая база достигает максимально возможного
объема. Поскольку дальнейшее снижение налоговых ставок не может увеличить
налоговую базу, то будет происходить снижение объема налоговых поступлений в
бюджет.
Рассмотрим влияние ставки косвенного налога
на совокупный спрос в
краткосрочном периоде. Пусть
– уровень основных
цен, т.е. цен производителей без учета косвенных налогов. Очевидно, что объем
совокупного предложения
зависит именно от
значения
, в то время, как объем совокупного спроса
– от уровня цен
с учетом косвенных
налогов:
. Таким образом, рост ставки косвенного налога самым
непосредственным образом способствует снижению совокупного спроса (
) за счет роста уровня фактических (рыночных) цен (
).
Уровень дохода производителей, полученных от реализации
произведенных товаров и услуг, при условии неизменных совокупных расходов
(в краткосрочном периоде)
зависит от объема косвенных налогов
:
, или от ставки
косвенного налога:
,
где
– уровень основных
цен;
– уровень фактических
цен:
(10.10)
Условием равновесия будет равенство:
.

Рис. 10.29. Равновесие с учетом косвенных налогов
Полагаем, что в краткосрочном периоде изменение ставки
косвенного налога на величину
не изменит стоимостное выражение совокупных расходов E и совокупный объем предложения
; однако очевидно, что стоимостное выражение объема купленных
у производителей товаров и услуг
изменится:
.
Изменение объема реализованных товаров и услуг при изменении
ставки косвенного налога на величину
в краткосрочном
периоде (рис. 10.31) будет определяться выражением:
, или:
(10.11)

Рис. 10.30. Изменение совокупного спроса при изменении ставки косвенного налога
Из формулы (10.2) видно, что увеличение ставки косвенного
налога (
) совокупный спрос будет снижаться, а при снижении (
) – расти (см. рис. 10.30).
В результате увеличения ставки косвенного налога кривая
совокупного спроса как функции совокупных расходов
сдвинется вниз (рис.
10.31). Аналогично, при уменьшении ставки косвенного налога кривая совокупного спроса сдвинется вверх. Учитывая, что совокупные расходы E являются функцией дохода Y:
, получаем, что совокупный спрос

Рис. 10.31. Сдвиг кривой совокупного спроса как функции
совокупных расходов
при увеличении ставки
косвенного налога
Предположим, что в рассматриваемом примере (рис. 10.30–10.31) зависимость совокупных расходов от ВВП описывается выражением:
![]()
.
Тогда можно получить зависимость совокупного спроса от ВВП
(рис. 10.32) при условии, что в краткосрочном периоде уровень основных цен
остается постоянным,
зависимость совокупных расходов от ВВП не меняется (и автономные расходы
постоянны:
).
Если государство, проводя стимулирующую фискальную политику,
снижает ставку косвенного налога, кривая совокупного спроса сдвигается вправо
(рис. 10.33–10.34), что приводит к росту основных цен (
).

Рис. 10.32. Сдвиг кривой совокупного спроса при изменении ставки косвенного налога

Рис. 10.33. Рост уровня основных цен при сдвиге кривой совокупного спроса в результате снижении ставки косвенного налога на 8%

Рис. 10.34. Рост уровня основных цен при сдвиге кривой совокупного спроса в результате снижении ставки косвенного налога на 8%
Фискальная составляющая стабилизационной политики
реализуется посредством манипулирования доходами и расходами государственного
бюджета. В концепции неоклассиков стимулирующая фискальная политика (рост
государственных расходов) финансируется за счет налоговых поступлений, т.е.
увеличения налогового бремени, что приводит к снижению потребления; в
кейнсианской концепции государство финансирует рост расходов бюджета за счет
займов. Теорема эквивалентности Риккардо утверждает, что
займы у населения приводят к последствиям, аналогичным росту налоговых ставок
,
в связи с чем совокупное потребление снижается в обоих
случаях.
Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
В зависимости от целевого назначения расходы государства могут быть классифицированы как:
• расходы на политические цели:
– расходы на обеспечение внешней и внутренней безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.д.);
– расходы на содержание аппарата управления;
• расходы на экономические цели:
– расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики,
– расходы на помощь (субсидии) частному сектору экономики;
• расходы на социальные цели:
– расходы на социальное обеспечение и социальную защиту (выплату пенсий, стипендий, пособий);
– расходы на систему образования, здравоохранения, на развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.
С макроэкономической точки зрения государственные расходы представляют собой:
– государственные закупки товаров и услуг (G);
– трансферты (Tr);
– выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).
Основными источниками доходов государства являются:
– налоги (включая взносы на социальное страхование);
– прибыль государственных предприятий;
– сеньораж (доход от эмиссии денег);
– доходы от приватизации.
Защищенные статьи бюджета – статьи бюджетных расходов, не подлежащие сокращению, секвестированию
в силу их особой важности для государства и населения
.
Бюджет – это основной финансовый план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, которые осуществляются органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления на протяжении бюджетного периода (года).
Правовое регулирование бюджетных отношений в Украине осуществляется на базе:
– Конституции Украины;
– Бюджетного кодекса Украины, принятого 21 июня 2001 года;
– ежегодных Законов Украины о Государственном бюджете Украины;
– нормативных актов, регулирующих бюджетный процесс и актов, принятых на основе норм Бюджетного кодекса.
Бюджетная классификация — это единое систематизированное группирование доходов, расходов (в том числе кредитования за вычетом погашения) и финансирования бюджета по признакам экономического содержания, функциональной деятельности, организационного устройства и т.д. в соответствии с законодательством Украины и международными стандартами. Бюджетная классификация включает:
– классификацию доходов бюджета;
– классификацию расходов (в том числе кредитования за вычетом погашения) бюджета;
– классификацию финансирования бюджета;
– классификацию долга.
Бюджетная система Украины состоит из государственного и местных бюджетов. Сводный бюджет Украины – это совокупность государственного и всех местных бюджетов.
Бюджетный процесс – составление, рассмотрение, утверждение бюджетов, их исполнение и контроль за их исполнением, рассмотрение отчетов об исполнении бюджетов, составляющих бюджетную систему.
Не позднее 1 июня премьер–министр
Украины на пленарном заседании Верховной Рады докладывает проект основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный
период, содержащий предложения Кабинета Министров:
– по предельному размеру дефицита (профицита) Государственного бюджета Украины в процентном соотношении к прогнозируемому ВВП;
– части прогнозируемого годового объема ВВП, распределяемого через сводный бюджет;
– предельного размера государственного долга и его структуры;
– удельному весу межбюджетных трансфертов в расходах Государственного бюджета и коэффициенту выравнивания для местных бюджетов;
– удельному весу капитальных вложений в расходах государственного бюджета Украины и приоритетных направлениях их использования и ряда других показателей.
Организационные основы формирования проекта Государственного бюджета Украины определяются статьей 32 Бюджетного кодекса Украины. Проект закона о Государственном бюджете Украины разрабатывается Кабинетом Министров Украины; ответственным является министр финансов, который определяет общий уровень доходов и расходов бюджета и дает оценку финансирования бюджета на основе основных макроэкономических показателей и результатов исполнения бюджета в текущем году.
Одобренный Кабинетом Министров проект закона о Государственном бюджете Украины представляется Верховной Раде не позднее 15 сентября предшествующего плановому года.
Закон о Государственном бюджете Украины принимается
Верховной Радой до 1 декабря года, предшествующего плановому. Если к началу
нового бюджетного периода не вступил в силу закон о Государственном бюджете
Украины, то в соответствии со статьей 46 Бюджетного кодекса
Украины Кабинет Министров Украины имеет право осуществлять расходы
Государственного бюджета с рядом ограничений.
Министерство финансов Украины осуществляет общую организацию и управление исполнением Государственного бюджета Украины, координирует деятельность участников бюджетного процесса по вопросам исполнения бюджета. Специальным органом по обслуживанию Государственного бюджета является система Государственного казначейства и его органов на местах. Казначейская форма обслуживания Государственного бюджета осуществляется посредством: а) операций со средствами Государственного бюджета; б) расчетно-кассового обслуживания распорядителей бюджетных средств; в) контроля бюджетных полномочий при зачислении поступлений, принятии обязательств и проведении платежей; г) ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении Государственного бюджета.
Исполнение Государственного бюджета Украины по доходам осуществляют Министерство финансов Украины, Государственное казначейство Украины и органы взыскания (Государственная налоговая служба, Таможенная служба). С этой целью открывается единый казначейский счет Государственного бюджета Украины.
Исполнение Государственного бюджета Украины по расходам осуществляют Государственное казначейство, уполномоченные банки и Главные распорядители бюджетных средств.
Не позднее 1 мая следующего за отчетным года Кабинет Министров Украины представляет Верховной Раде Украины отчет о выполнении Государственного бюджета Украины. В течение двух недель с дня подачи отчета в Верховную Раду Украины Счетная палата готовит выводы по использованию средств Государственного бюджета Украины.
В процессе проведения стимулирующей бюджетно–налоговой политики снижение налоговых ставок приводит к сокращению доходных статей бюджета, а рост государственных расходов приводит к увеличению расходов бюджета, в результате чего возникает бюджетный дефицит. В процессе проведения сдерживающей фискальной политики доходы бюджета возрастают, а расходы сокращаются; таким образом, в период экономического подъема сокращается бюджетный дефицит сокращается и может даже иметь место бюджетный излишек (профицит).
Таким образом, согласно теории Кейнса, государственный
бюджет не обязательно должен быть сбалансирован (как считалось в классической
теории). Балансирование бюджета в периоды спада будет приводить к еще большему
сокращению доходов бюджета, поскольку если
, то
.
В действительности балансирование бюджета является
достаточно проблемным уже потому, что отдельные статьи расходов бюджета
определяются в более ранние периоды путем принятия определенных правительственных
программ; некоторые расходы бюджета
автоматически возрастают в периоды экономического спада (например, объем
выплат пособий по безработице), при этом отдельные статьи доходов бюджета
автоматически снижаются (например, налоговые поступления в случае применения
прогрессивных налоговых ставок). Встроенные стабилизаторы – это доходы бюджета (
), автоматически возрастающие в период экономического
подъема и снижающиеся в период спада, и государственные расходы (
), которые автоматически изменяются противоположно изменению
. Таким образом, встроенные (автоматические) стабилизаторы –
это те виды доходов
и расходов
бюджета, для которых
выполняется:
; ![]()
; ![]()
Встроенные стабилизаторы сглаживают амплитуду циклических колебаний путем автоматического воздействия на совокупные расходы: в период «бума» прогрессивные налоговые ставки сдерживают чрезмерный рост располагаемого дохода, в результате чего совокупные расходы возрастают в меньшей степени; в период спада налоговые отчисления с дохода снижаются, что смягчает процесс снижения располагаемого дохода и потребительских расходов домохозяйств. В период спада возрастает безработица, что автоматически увеличивает нагрузку на бюджет в плане увеличения выплат пособий по безработице, однако смягчает процесс снижения совокупных расходов, поскольку увеличивает потребительские расходы домохозяйств; в период «бума» выплаты пособий по безработице автоматически снижаются.
При наличии встроенных стабилизаторов балансирование бюджета не представляется реальным; наличие встроенных стабилизаторов обеспечивает стабилизацию за счет недискреционной (автоматической) фискальной политики.
Для анализа бюджетного дефицита необходимо определить
бюджетные ограничения правительства. Пусть
– номинальный первичный дефицит бюджета
в текущем периоде (
), где
– государственные
расходы,
– трансферты
государства,
– налоговые
поступления в бюджет. Реальный дефицит бюджета (
) будет:
, (10.12)
где
– уровень цен в
экономике.
Кроме того, в
текущем периоде (
) правительство осуществляет расходы на
обслуживание государственного долга в объеме
, где
– объем
государственного долга (займов предыдущих периодов),
– реальная ставка
процента. В сумме первичный дефицит и расходы на обслуживание государственного
долга представляют собой операционный дефицит бюджета:
.
Финансирование бюджетного дефицита осуществляется за счет займов у населения или зарубежных кредиторов (выпуск облигаций внутреннего и внешнего государственного займа), или займов у Центрального банка. В последнем случае происходит монетизация бюджетного дефицита, поскольку растет денежная база; в результате происходит неизбежный рост уровня цен в экономике, т.е. это инфляционный способ финансирования бюджетного дефицита.
В случае займов у населения количество денег в экономике не
меняется, меняется только способ их использования: сбережения домохозяйств,
которые могли храниться на депозитах или в виде кассовых остатков в
национальной и иностранной валюте, временно поступают в распоряжение
государства, которое может направить их на строительство автомагистралей,
электростанций и т.д. Однако увеличение предложения облигаций приведет к росту
ставки процента
, вследствие чего снизится объем инвестиций и,
соответственно, совокупные расходы. Таким образом, в долгосрочном периоде любой
способ финансирования бюджетного дефицита приводит к инфляции.
Итак, финансирование операционного дефицита может
осуществляться за счет новых займов
или сеньоража
(т.е. дохода
государства от эмиссии денег). Тогда уравнение бюджетных ограничений имеет вид:
, или:
.
Учитывая, что доход государства от денежной эмиссии – это
прирост денежной массы:
, уравнение бюджетных ограничений можно переписать в виде:
,
или:
, (10.13)
где
,
,
– номинальные
государственные закупки, трансфертные платежи и налоговые поступления в периоде
, соответственно;
,
– номинальный объем государственного долга (займов) в
периодах
и
, соответственно;
,
– ставка процента и
уровень цен периода
, соответственно;
– прирост номинальной
денежной массы в периоде
.
В левой части (10.13) – выражение операционного бюджетного
дефицита, а в правой – источников его покрытия. Из уравнения (10.13) видно, что
причиной возникновения бюджетного дефицита может быть увеличение
государственных расходов
или трансфертов
, снижение налоговых поступлений
или рост процентных
выплат по государственному долгу. Источниками покрытия бюджетного дефицита в
правой части выражения (10.13) могут быть
новые займы
(выпуск и продажа
государственных облигаций) или увеличение денежной массы на величину
(эмиссия денег).
Рассмотрим динамику государственного долга:
, где:
– реальное значение
государственного долга в периоде
;
– реальное значение
объемов денежной эмиссии (сеньораж):
;
.
Предположим, что в периоде
государственный долг
. Тогда:
;
, или:
, откуда:
![]()
Предположим, что реальная ставка процента
, т.е.
. Тогда:
;
;
;
;
, откуда:
(10.14)

Таким образом, в долгосрочном периоде обслуживание
государственного долга может привести к асимптотическому росту операционного
бюджетного дефицита даже при отсутствии первичного дефицита (или при
). На рис. 10.35 показана динамика объема государственного долга
Украины за период с 2002 по 2009 гг.

Рис. 10.35. Динамика объема государственного долга Украины


Рис. 10.36. Дефицит (–) / профицит (+) государственного бюджета Украины

Рис. 10.37. Динамика дефицита (профицита) сводного бюджета Украины
Можно выделить три основных причины бюджетного дефицита: 1) в результате крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий расходы бюджета резко возрастают, а доходы сокращаются; 2) проведение стимулирующей (дискреционной) фискальной политики означает увеличение объема государственных закупок, что приводит к запланированному дефициту бюджета; 3) в случае циклического спада объемов производства возникает циклический дефицит бюджета, связанный с действием встроенных стабилизаторов: расходы бюджета автоматически возрастают, а доходы – снижаются (недискреционная фискальная политика).
Дефицит (или Профицит) бюджета в условиях полной занятости называется структурным дефицитом (профицитом). Структурный дефицит связан с дискреционной фискальной политикой, направленной на стимулирование экономического роста.
В случае циклического спада в результате недискреционной фискальной политики возникает циклический дефицит бюджета, величина которого определяется как разность между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом.
Государственный долг – общая сумма безусловных долговых обязательств государства, возникающих в результате государственного заимствования, относительно полученных и непогашенных на определенную дату кредитов (ссуд).
Гарантированный государством долг – общая сумма обеспеченных государственными гарантиями долговых обязательств резидентов Украины по полученным и непогашенным на определенную дату кредитам (ссудам).
Безусловные долговые обязательства государства – обязательства государства как непосредственного заемщика, возникающие в результате выпуска государственных ценных бумаг, заключения кредитных соглашений (соглашений о ссуде) или использования других способов заимствования, предусмотренных законодательством Украины.
Долговые обязательства резидентов Украины – обязательства, которые берутся резидентами Украины как непосредственными заемщиками посредством заключения кредитных соглашений (соглашений о ссуде).
Внутренний государственный долг – часть государственного долга, которая подлежит уплате в гривне.
Внешний государственный долг – часть государственного долга, которая подлежит уплате в валюте, отличной от гривни.

Рис. 10.38. Динамика государственного долга в Украине
[1] см. тему 4 – неценовые факторы совокупного спроса
[I1]см. тему 4 – неценовые факторы совокупного спроса
[I2]По данным Госкомстата Украины
[I3]удержание в заранее намеченных пределах
[I4]направленной на сжатие денежной массы
[I5]Во многих развитых странах в структуре налогов превалируют прямые налоги: в США – 91,1%, в Японии – 71,2%, в Англии 54,3%, в Германии – 44,1%, в России – 45%
[I6]Если налог взимается с доходов в денежной форме, то налоговая ставка устанавливается в виде процента с облагаемого налогом дохода
[I7]Основные принципы применения единого налога в Украине определены в Указе Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.1998 г. № 727
[I8]Если предприниматель осуществляет несколько видов деятельности, размер единого налога устанавливается по наибольшей ставке единого налога среди выбранных видов деятельности
[I9]Порядок обложения налогом на прибыль предприятий регулируется Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 № 334/94–ВР
[I10]Впервые введен в 1954 г. во Франции Морисом Лоре (главой Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Цель – борьба с кризисами перепроизводства. НДС применяется в 135 странах; не используется в Австралии и США, поскольку ставит в невыгодное положение компании с высокой прибыльностью, особенно крупные
[I11]В Украине НДС был введен в 1992 г. Декретом Кабинета Министров (его ставка составляла 28 %, а в 1995 г. ставка НДС была уменьшена до 20 %). Порядок обложения НДС предусмотрен Законом Украины от 03.04.97 № 168/97–ВР «О налоге на добавленную стоимость»
[I12]В Украине основными подакцизными товарами являются: алкогольные и табачные изделия, видеотехника, автомобили, ювелирные изделия, кожа и меха и т.д. Для товаров отечественного производства обычно применяются более низкие ставки акцизного сбора, чем для импортных товаров
[I13]Згідно ст. 95 і 98 Конституції України, контроль від імені Верховної Ради України за надходженням коштів до Державного бюджету України та їх використанням здійснює Рахункова палата
[I14]с 1995 по 2003 гг. в Украине ставка налогообложения прибыли предприятий была 30%, а с 2004 года применяется ставка 25%
[I15]Между рентабельностью сельскохозяйственного производства и удельным весом налога на прибыль в ВВП связь практически отсутствует (коэффициент парной корреляции равен 0,03)
[I16]Чистые налоги – это разность между налоговыми поступлениями и государственными трансфертами
[I17]в краткосрочном периоде предельная склонность к потреблению является негибкой
[I18]Согласно бюджетной концепции Артура Лаффера, оптимальное значение совокупной налоговой ставки составляет 30–35 %
[I19]население предвидит увеличение налогов в будущем, связанное с необходимостью обслуживания государственного долга, поэтому рассматривает государственные займы как рост налогообложения уже в текущем периоде
[I20]Реструктуризация государственного бюджета с целью сокращения отдельных расходных статей
[I21]Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. [5-е изд.]. — М.: ИНФРА–М, 2007. — 495 с.
[I22]или по его поручению – министр финансов Украины
[I23]http://meget.kiev.ua/kodeks/budjetniy-kodeks/