Ранее мы уже рассматривали потоки доходов и расходов между макросубъектами. Также мы рассматривали переменные запаса и переменные потока, и установили, что потоки вызывают изменения в запасах. Теперь мы коснемся конкретного содержания этих понятий в системе национальных счетов.
Потоки возникают в результате создания или преобразования, обмена или передачи стоимости в любом ее выражении – товарном, денежном или в виде финансовых активов. Потоки означают качественные или количественные изменения или перемещения между субъектами материальных благ, услуг или других активов. Они приводят к изменениям имущественного состояния экономических субъектов – накоплению богатства или росту долгов. В системе национальных счетов (СНС) эти потоки называют экономическими операциями.
Рис. 2.1. Экономические операции
Экономические операции бывают двух видов (см. рис. 2.1): одни осуществляются с компенсацией в виде встречных потоков* , другие осуществляются без компенсации*. Такие экономические операции называют трансфертами.
В системе национальных счетов (СНС) переменными запаса являются показатели раздела «ресурсы» каждого счета, а переменными потока – показатели раздела «использование». На балансовом счете отражаются запасы как результаты потоков.
Под экономической деятельностью в СНС
понимается совокупность операций с продуктами, услугами, доходами и финансовыми
инструментами, которые происходят в результате взаимодействия экономических
единиц на экономической территории страны.
Экономические операции в СНС группируются следующим образом:
1) операции с товарами и услугами – отражают их происхождение (производство, импорт) и использование (промежуточное и конечное потребление, формирование основного капитала, экспорт) в течение года;
2) распределительные операции – операции, целью которых является распределение и перераспределение доходов, созданных в производстве, а также перераспределение сбережений;
3) операции с финансовыми инструментами – отражают изменения финансовых активов и пассивов;
4) другие операции, связанные с изменением активов в результате таких событий, как пожары, наводнения, катастрофы и тому подобное *.
СНС позволяет моделировать экономический процесс национального хозяйства. С этой точки зрения СНС можно рассматривать как комплекс правил, норм, рекомендаций, инструкций, методик, с помощью которых огромное количество различных субъектов и множество разнообразных экономических процессов превращается в модель национальной экономики.
Поскольку национальная экономика представлена множеством хозяйствующих субъектов, а так же различных экономических процессов и операций, то в первую очередь возникает вопрос, каким образом можно с помощью модели сократить их число до обозримого количества, но таким образом, чтобы модель отражала все основные закономерности и взаимосвязи, присущие реальной системе. Очевидно, что для этого необходимо выделить некие признаки, по которым этих субъектов, или процессы, или операции можно объединить в агрегаты – условные группы, в которых все включенные в них элементы обладают определенными признаками, т.е. классифицировать.
Методология СНС представляет собой, в первую очередь, совокупность принципов, категорий и классификаций. Классификации (классификаторы) предназначены для группировки и систематизации информации *. В международной статистической практике классификацией принято называть исчерпывающий и структурированный набор описанных категорий, которые чаще всего представлены в виде иерархии с помощью цифровых и литерных кодов * .
В национальном законодательстве различают понятие «классификация» и «классификатор». Классификатор – это документ, в котором объекты классификации распределены на группы, и этим группам и объектам классификации поставлены в соответствие коды *. Классификация – это распределение множества объектов на подмножества на основании их сходства или непохожести *.
Методология СНС базируется на определении понятия «институциональной единицы» и классификации институциональных единиц по секторам экономики. В Приложении Д приведена Классификация институциональных секторов экономики Украины.
Рис. 2.2. Основные классификации и группировки, используемые в СНС
Институциональная единица – это хозяйственная единица, основными признаками которой являются:
– право самостоятельного владения товарами и активами от собственного имени, что дает ей возможность обмениваться правами собственности на эти товары и активы при операциях с другими единицами;
– способность принимать самостоятельные экономические решения и осуществлять хозяйственную деятельность, за которую она сама несет прямую ответственность и отвечает перед законом;
– способность принимать финансовые и другие обязательства от своего имени, а также заключать договоры;
– существование для нее полного набора счетов, включая баланс активов и пассивов, а также статистической отчетности в случае необходимости.
Институциональные единицы разделяются на две большие группы:
– юридические лица, созданные и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством, независимо от того, какие лица или субъекты могут владеть ими или контролировать их деятельность. К ним относятся частные и государственные предприятия, общественные организации, банки, страховые компании и т.д.;
– физические лица или группы лиц в форме домашних хозяйств.
Основными видами юридических лиц являются корпорации * (включая квазикорпорации * ), некоммерческие организации, органы государственного управления.
В соответствии со своими функциями в экономике Украины институциональные единицы – резиденты группируются в пять институциональных секторов * экономики (рис. 2.3):
– нефинансовые корпорации;
– сектор общего государственного управления;
– домашние хозяйства;
– некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.
Домохозяйство – это социально-экономическое объединение людей в процессе организации их совместного быта. Домохозяйство, в отличие от семьи, включает лиц, ведущих общее с семьей домашнее хозяйство, но не состоящих в родственных отношениях с членами семьи, например, домашнюю прислугу, нянь, секретарей, гувернеров, наемных работников, проживающих в семьях нанимателей.
Основной функцией домашних хозяйств в экономике является конечное потребление. Однако по методологии СНС сектор домашних хозяйств включает также некорпоративные предприятия*, владельцами которых являются домашние хозяйства или отдельные члены семьи (например, фермерские хозяйства, магазинчики, небольшие рестораны, парикмахерские и т.д.)*. Это объясняется тем, что доходы некорпоративных предприятий трудно выделить в бюджете домохозяйств, которым они принадлежат. К сектору домохозяйств относят также владельцев жилья, в котором они сами живут*. Доходы домохозяйств включают оплату их труда, доходы от собственности, трансфертные платежи (пенсии, пособия и др.), а также доходы от реализации продукции некорпоративных предприятий.
К сектору нефинансовых корпораций относят корпоративные предприятия, занимающиеся рыночным производством товаров и услуг с целью получения прибыли, т.е. функционирующие в реальном секторе экономики. Сюда относят частные и государственные предприятия, а также некоммерческие организации, основанные группами производителей и финансируемые за счет взносов их членов (ассоциации предприятий, торговые палаты и тому подобное).
Рис. 2.3. Институциональные сектора и их функции в экономике
К сектору финансовых корпораций относятся институциональные единицы, действующие на рынке финансов: коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения. Их основной функцией является финансовое посредничество* с целью получения прибыли (процента).
Основные виды финансовых посредников:
– депозитные финансовые посредники (коммерческие банки, кредитные союзы, судо-сберегательные ассоциации);
– контрактные финансовые посредники (страховые компании, пенсионные фонды);
– инвестиционные финансовые посредники* (финансовые компании, инвестиционные банки и компании, открытые и закрытые паевые фонды).
Финансовые посредники трансформируют прямые требования в косвенные путем приобретения первичных ценных бумаг и выпуска собственных – вторичных финансовых инструментов. Целью является получение прибыли за счет того, что приобретенные посредником первичные ценные бумаги приносят больший доход, чем выпущенные им вторичные (производные) ценные бумаги (косвенные долговые обязательства).
Сектор общего государственного управления включает органы управления центрального и местного уровней, бюджетные государственные учреждения. Главной функцией институциональных единиц, принадлежащих к сектору государственного управления, является экономическое и правовое регулирование, перераспределение доходов и богатства, предоставление нерыночных услуг. Расходы органов государственного управления в основном финансируются за счет налоговых поступлений, и частично – за счет доходов от государственной собственности. К этому сектору относятся также внебюджетные фонды, подконтрольные правительственным органам (пенсионный фонд, фонд занятости населения и др.).
Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домохозяйства (НКООДХ), включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации и др., главная функция которых заключается в предоставлении нерыночных* услуг членам этих организаций. Их расходы финансируются за счет взносов, доходов от собственности, пожертвований и тому подобное.
Все институциональные единицы, относящиеся к перечисленным секторам экономики, являются резидентами страны. Для каждого сектора в СНС предусмотрен набор счетов, на которых отражаются все экономические операции институциональных единиц этого сектора.
Классификация институциональных секторов экономики Украины* (КИСЭ) принята приказом Госкомстата от 18.04.2005 № 96. Изменения к внесены и утверждены приказом Госкомстата от 12.07.2007 № 214.
Отраслевая классификация в СНС осуществляется в соответствии с Международной стандартной классификацией видов экономической деятельности по отраслям народного хозяйства* и Классификации видов экономической деятельности (КВЭД) Украины. Это дает возможность вести отраслевой учет объемов производства (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
Випуск товарів і послуг
та валовий внутрішній продукт України
(у
відсотках, у порівнянних цінах)*
|
Випуск товарів і послуг |
Валова додана вартість |
||
січень-жовтень |
січень-листопад |
січень-жовтень |
січень-листопад |
|
Сільське господарство, мисливство, лісове господарство |
117,1 |
117,5 |
118,3 |
118 |
Добувна промисловість |
102,6 |
99,4 |
103,2 |
100 |
Переробна промисловість |
102,3 |
99,3 |
102,9 |
99,9 |
Виробництво та розподілення електроенергії, газу та води |
100,8 |
98,7 |
98,5 |
96,4 |
Будівництво |
90,4 |
87 |
87,3 |
83,9 |
Торгівля; ремонт автомобілів, побутових виробів та предметів особистого вжитку |
106 |
102 |
106,3 |
102,3 |
Діяльність транспорту та зв'язку |
111 |
109,9 |
110,4 |
109,3 |
Освіта |
100,3 |
100,2 |
99,9 |
99,8 |
Охорона здоров'я та надання соціальної допомоги |
100 |
99,9 |
99,2 |
99,1 |
Інші види економічної діяльності |
105,6 |
104,9 |
104,1 |
103,4 |
Чисті податки на продукти |
114,6 |
110,8 |
114,6 |
110,8 |
Валовий внутрішній продукт |
Х |
Х |
105,8 |
103,6 |
* 2009 р.
Приказом Госкомстата от 29.12.2007 № 480 принята квалификация потребительских расходов по их целевому назначению (Приложение Е), которая является одной из функциональных классификаций системы национальных счетов СНС–93. Она применяется при расчете индекса потребительских цен, исчислении конечных потребительских расходов институционального сектора домохозяйств согласно с методологией системы национальных счетов.
Классификация расходов органов государственного управления по назначению расходов предусматривает такие рубрики, как общее управление, оборона, образование, охрана здоровья, наука, культура, искусство и др., что позволяет размежевать потребление органов государственного управления на коллективное и индивидуальное потребление.
Классификация налогов и субсидий осуществляется в соответствии с требованиями СНС–93 следующим образом (рис. 2.4):
1) налоги на производство и импорт (косвенные
налоги, т.е. не зависящие от дохода плательщика), рассматриваются как первичные доходы органов государственного управления. Они
включают две группы налогов:
а) налоги на продукты и б) другие налоги на производство и импорт;
2) налоги на капитал (на наследство, дарование собственности и т.д.);
3) текущие налоги на доходы и имущество, которые трактуются как перераспределительные платежи.
Налоги на производство и импорт включают две группы налогов: налоги на продукты и другие налоги на производство и импорт. Такое распределение имеет значение для оценки валового выпуска продуктов и услуг. Налоги на продукты (кроме НДС и налогов на импорт) входят в состав валовой добавленной стоимости (ВДС) по ценам производителей, но не включаются в состав ВДС при оценке по основным (базовыми) ценам. Налоги на производство выступают элементом ВДС как в ценах производителей, так и в основных (базовых) ценах. Но ни первые, ни вторые налоги не являются элементом факторной стоимости.
Рис. 2.4. Классификация налогов
Налоги на продукты* – это налоги, которые начисляются
пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, и платятся на
момент их производства, реализации или импорта*.
Другие налоги, связанные с производством* – это налоги, связанные с использованием факторов производства, а также платежи за лицензии и разрешение заниматься какой-либо производственной деятельностью, или иные обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности производственной единицы–резидента. Они не включают налоги на прибыль или другие доходы, которые получает предприятие, и подлежат уплате в Государственный бюджет Украины независимо от рентабельности производства (см. Приложение Ж).
Субсидии на производство и импорт включают субсидии на продукты и другие субсидии на производство. Субсидии являются отрицательными налогами, поэтому их классификация аналогична классификации налогов на производство и импорт.
Субсидии на продукты* – это субсидии, которые предоставляются пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, реализованных или импортированных производственной единицей-резидентом. Одним из назначений таких субсидий является государственное регулирование цен на отдельные виды продукции. Другая разновидность таких субсидий предназначается для покрытия текущих убытков предприятий (в частности, жилищно-коммунального хозяйства, предприятий городского транспорта и т.п.), улучшения их финансового положения путем пополнения оборотных средств или компенсации отдельных расходов.
Другие субсидии на производство и импорт – это субсидии, связанные с использованием некоторых факторов производства, а также с использованием труда специфического контингента (инвалидов, подростков), стимулированием использования в производстве отдельных видов сырья и энергии, уменьшением выброса в атмосферу вредных отходов и т.д.
Сюда также относятся компенсационные выплаты индивидуальным застройщикам жилья, на удешевление стоимости строительства молодежными жилищными кооперативами, транспортным организациям в связи с предоставлением пенсионерам бесплатного проезда. К другим субсидиям принадлежат также расходы бюджета на возмещение банкам разницы процентных ставок по льготным кредитам на индивидуальное строительство на селе, расходы внебюджетных фондов или суммы отчислений с них, остающиеся в распоряжении предприятий, для оплаты научно-исследовательских работ, повышения социальных гарантий работникам соответствующих отраслей и тому подобное.