ТЕМА 2. Макроэкономические показатели в системе национальных счетов

Продолжение...

2.1. Методология системы национальных счетов (СНС)

2.1.1. Экономические операции в СНС

Ранее мы уже рассматривали потоки доходов и расходов между макросубъектами. Также мы рассматривали переменные запаса и переменные потока, и установили, что потоки вызывают изменения в запасах. Теперь мы коснемся конкретного содержания этих понятий в системе национальных счетов.

Потоки возникают в результате создания или преобразования, обмена или передачи стоимости в любом ее выражении – товарном, денежном или в виде финансовых активов. Потоки означают качественные или количественные изменения или перемещения между субъектами материальных благ, услуг или других активов. Они приводят к изменениям имущественного состояния экономических субъектов – накоплению богатства или росту долгов. В системе национальных счетов (СНС) эти потоки называют экономическими операциями.

Рис. 2.1. Экономические операции

 

Экономические операции бывают двух видов (см. рис. 2.1): одни осуществляются с компенсацией в виде встречных потоков* , другие осуществляются без компенсации*. Такие экономические операции называют трансфертами.

В системе национальных счетов (СНС) переменными запаса являются показатели раздела «ресурсы» каждого счета, а переменными потока – показатели раздела «использование». На балансовом счете отражаются запасы как результаты потоков.

Под экономической деятельностью в СНС понимается совокупность операций с продуктами, услугами, доходами и финансовыми инструментами, которые происходят в результате взаимодействия экономических единиц на экономической территории страны.

Экономические операции в СНС группируются следующим образом:

1) операции с товарами и услугами – отражают их происхождение (производство, импорт) и использование (промежуточное и конечное потребление, формирование основного капитала, экспорт) в течение года;

2) распределительные операции – операции, целью которых является распределение и перераспределение доходов, созданных в производстве, а также перераспределение сбережений;

3) операции с финансовыми инструментами – отражают изменения финансовых активов и пассивов;

4) другие операции, связанные с изменением активов в результате таких событий, как пожары, наводнения, катастрофы и тому подобное * .

2.1.2. Классификации и группировки

СНС позволяет моделировать экономический процесс национального хозяйства. С этой точки зрения СНС можно рассматривать как комплекс правил, норм, рекомендаций, инструкций, методик, с помощью которых огромное количество различных субъектов и множество разнообразных экономических процессов превращается в модель национальной экономики.

Поскольку национальная экономика представлена множеством хозяйствующих субъектов, а так же различных экономических процессов и операций, то в первую очередь возникает вопрос, каким образом можно с помощью модели сократить их число до обозримого количества, но таким образом, чтобы модель отражала все основные закономерности и взаимосвязи, присущие реальной системе. Очевидно, что для этого необходимо выделить некие признаки, по которым этих субъектов, или процессы, или операции можно объединить в агрегаты – условные группы, в которых все включенные в них элементы обладают определенными признаками, т.е. классифицировать.

Методология СНС представляет собой, в первую очередь, совокупность принципов, категорий и классификаций. Классификации (классификаторы) предназначены для группировки и систематизации информации *. В международной статистической практике классификацией принято называть исчерпывающий и структурированный набор описанных категорий, которые чаще всего представлены в виде иерархии с помощью цифровых и литерных кодов *  .

В национальном законодательстве различают понятие «классификация» и «классификатор». Классификатор – это документ, в котором объекты классификации распределены на группы, и этим группам и объектам классификации поставлены в соответствие коды *. Классификация – это распределение множества объектов на подмножества на основании их сходства или непохожести *.

Методология СНС базируется на определении понятия «институциональной единицы» и классификации институциональных единиц по секторам экономики. В Приложении Д приведена Классификация институциональных секторов экономики Украины.

Рис. 2.2. Основные классификации и группировки, используемые в СНС

 

Институциональная единица – это хозяйственная единица, основными признаками которой являются:

– право самостоятельного владения товарами и активами от собственного имени, что дает ей возможность обмениваться правами собственности на эти товары и активы при операциях с другими единицами;

– способность принимать самостоятельные экономические решения и осуществлять хозяйственную деятельность, за которую она сама несет прямую ответственность и отвечает перед законом;

– способность принимать финансовые и другие обязательства от своего имени, а также заключать договоры;

– существование для нее полного набора счетов, включая баланс активов и пассивов, а также статистической отчетности в случае необходимости.

Институциональные единицы разделяются на две большие группы:

– юридические лица, созданные и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством, независимо от того, какие лица или субъекты могут владеть ими или контролировать их деятельность. К ним относятся частные и государственные предприятия, общественные организации, банки, страховые компании и т.д.;

– физические лица или группы лиц в форме домашних хозяйств.

Основными видами юридических лиц являются корпорации *   (включая квазикорпорации *  ), некоммерческие организации, органы государственного управления.

В соответствии со своими функциями в экономике Украины институциональные единицы – резиденты группируются в пять институциональных секторов *   экономики (рис. 2.3):

– нефинансовые корпорации;

финансовые корпорации* ;

– сектор общего государственного управления;

– домашние хозяйства;

– некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Домохозяйство – это социально-экономическое объединение людей в процессе организации их совместного быта. Домохозяйство, в отличие от семьи, включает лиц, ведущих общее с семьей домашнее хозяйство, но не состоящих в родственных отношениях с членами семьи, например, домашнюю прислугу, нянь, секретарей, гувернеров, наемных работников, проживающих в семьях нанимателей.

Основной функцией домашних хозяйств в экономике является конечное потребление. Однако по методологии СНС сектор домашних хозяйств включает также некорпоративные предприятия* , владельцами которых являются домашние хозяйства или отдельные члены семьи (например, фермерские хозяйства, магазинчики, небольшие рестораны, парикмахерские и т.д.)* . Это объясняется тем, что доходы некорпоративных предприятий трудно выделить в бюджете домохозяйств, которым они принадлежат. К сектору домохозяйств относят также владельцев жилья, в котором они сами живут* . Доходы домохозяйств включают оплату их труда, доходы от собственности, трансфертные платежи (пенсии, пособия и др.), а также доходы от реализации продукции некорпоративных предприятий.

К сектору нефинансовых корпораций относят корпоративные предприятия, занимающиеся рыночным производством товаров и услуг с целью получения прибыли, т.е. функционирующие в реальном секторе экономики. Сюда относят частные и государственные предприятия, а также некоммерческие организации, основанные группами производителей и финансируемые за счет взносов их членов (ассоциации предприятий, торговые палаты и тому подобное).

Рис. 2.3. Институциональные сектора и их функции в экономике

 

К сектору финансовых корпораций относятся институциональные единицы, действующие на рынке финансов: коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения. Их основной функцией является финансовое посредничество*  с целью получения прибыли (процента).

Основные виды финансовых посредников:

– депозитные финансовые посредники (коммерческие банки, кредитные союзы, судо-сберегательные ассоциации);

– контрактные финансовые посредники (страховые компании, пенсионные фонды);

инвестиционные финансовые посредники*  (финансовые компании, инвестиционные банки и компании, открытые и закрытые паевые фонды).

Финансовые посредники трансформируют прямые требования в косвенные путем приобретения первичных ценных бумаг и выпуска собственных – вторичных финансовых инструментов. Целью является получение прибыли за счет того, что приобретенные посредником первичные ценные бумаги приносят больший доход, чем выпущенные им вторичные (производные) ценные бумаги (косвенные долговые обязательства).

Сектор общего государственного управления включает органы управления центрального и местного уровней, бюджетные государственные учреждения. Главной функцией институциональных единиц, принадлежащих к сектору государственного управления, является экономическое и правовое регулирование, перераспределение доходов и богатства, предоставление нерыночных услуг. Расходы органов государственного управления в основном финансируются за счет налоговых поступлений, и частично – за счет доходов от государственной собственности. К этому сектору относятся также внебюджетные фонды, подконтрольные правительственным органам (пенсионный фонд, фонд занятости населения и др.).

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домохозяйства (НКООДХ), включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации и др., главная функция которых заключается в предоставлении нерыночных*  услуг членам этих организаций. Их расходы финансируются за счет взносов, доходов от собственности, пожертвований и тому подобное.

Все институциональные единицы, относящиеся к перечисленным секторам экономики, являются резидентами страны. Для каждого сектора в СНС предусмотрен набор счетов, на которых отражаются все экономические операции институциональных единиц этого сектора.

Классификация институциональных секторов экономики Украины*  (КИСЭ) принята приказом Госкомстата от 18.04.2005 № 96. Изменения к внесены и утверждены приказом Госкомстата от 12.07.2007 № 214.

Отраслевая классификация в СНС осуществляется в соответствии с Международной стандартной классификацией видов экономической деятельности по отраслям народного хозяйства*   и  Классификации видов экономической деятельности (КВЭД) Украины. Это дает возможность вести отраслевой учет объемов производства (табл. 2.1).

Таблица 2.1.

Випуск товарів і послуг та валовий внутрішній продукт України

(у відсотках, у порівнянних цінах)*

 

Випуск товарів і послуг

Валова додана вартість

січень-жовтень

січень-листопад

січень-жовтень

січень-листопад

Сільське господарство, мисливство, лісове господарство

117,1

117,5

118,3

118

Добувна промисловість

102,6

99,4

103,2

100

Переробна промисловість

102,3

99,3

102,9

99,9

Виробництво та розподілення електроенергії, газу та води

100,8

98,7

98,5

96,4

Будівництво

90,4

87

87,3

83,9

Торгівля; ремонт автомобілів, побутових виробів та предметів особистого вжитку

106

102

106,3

102,3

Діяльність транспорту та зв'язку

111

109,9

110,4

109,3

Освіта

100,3

100,2

99,9

99,8

Охорона здоров'я та надання соціальної допомоги

100

99,9

99,2

99,1

Інші види економічної діяльності

105,6

104,9

104,1

103,4

Чисті податки на продукти

114,6

110,8

114,6

110,8

Валовий внутрішній продукт

Х

Х

105,8

103,6

* 2009 р.

 В качестве единицы отраслевой классификации может выступать предприятие, если его продукция однородна с точки зрения технологии, или же отдельные подразделения предприятия. Например, если предприятие занимается производством и переработкой сельхозпродукции, то по отраслевой классификации соответствующие подразделения этого предприятия будут отнесены к различным группам.

Приказом Госкомстата от 29.12.2007 № 480 принята квалификация потребительских расходов по их целевому назначению (Приложение Е), которая является одной из функциональных классификаций системы национальных счетов СНС–93. Она применяется при расчете индекса потребительских цен, исчислении конечных потребительских расходов институционального сектора домохозяйств согласно с методологией системы национальных счетов.

Классификация расходов органов государственного управления по назначению расходов предусматривает такие рубрики, как общее управление, оборона, образование, охрана здоровья, наука, культура, искусство и др., что позволяет размежевать потребление органов государственного управления на коллективное и индивидуальное потребление.

Классификация налогов и субсидий осуществляется в соответствии с требованиями СНС–93 следующим образом (рис. 2.4):

1) налоги на производство и импорт (косвенные налоги, т.е. не зависящие от дохода плательщика), рассматриваются как первичные доходы органов государственного управления. Они включают две группы налогов:
а) налоги на продукты и б) другие налоги на производство и импорт;

2) налоги на капитал (на наследство, дарование собственности и т.д.);

3) текущие налоги на доходы и имущество, которые трактуются как перераспределительные платежи.

Налоги на производство и импорт включают две группы налогов: налоги на продукты и другие налоги на производство и импорт. Такое распределение имеет значение для оценки валового выпуска продуктов и услуг. Налоги на продукты (кроме НДС и налогов на импорт) входят в состав валовой добавленной стоимости (ВДС) по ценам производителей, но не включаются в состав ВДС при оценке по основным (базовыми) ценам. Налоги на производство выступают элементом ВДС как в ценах производителей, так и в основных (базовых) ценах. Но ни первые, ни вторые налоги не являются элементом факторной стоимости.

Рис. 2.4. Классификация налогов

 

Налоги на продукты*  – это налоги, которые начисляются пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, и платятся на момент их производства, реализации или импорта* .

Другие налоги, связанные с производством*  – это налоги, связанные с использованием факторов производства, а также платежи за лицензии и разрешение заниматься какой-либо производственной деятельностью, или иные обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности производственной единицы–резидента. Они не включают налоги на прибыль или другие доходы, которые получает предприятие, и подлежат уплате в Государственный бюджет Украины независимо от рентабельности производства (см. Приложение Ж).

Субсидии на производство и импорт включают субсидии на продукты и другие субсидии на производство. Субсидии являются отрицательными налогами, поэтому их классификация аналогична классификации налогов на производство и импорт.

Субсидии на продукты*  – это субсидии, которые предоставляются пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, реализованных или импортированных производственной единицей-резидентом. Одним из назначений таких субсидий является государственное регулирование цен на отдельные виды продукции. Другая разновидность таких субсидий предназначается для покрытия текущих убытков предприятий (в частности, жилищно-коммунального хозяйства, предприятий городского транспорта и т.п.), улучшения их финансового положения путем пополнения оборотных средств или компенсации отдельных расходов.

Другие субсидии на производство и импорт – это субсидии, связанные с использованием некоторых факторов производства, а также с использованием труда специфического контингента (инвалидов, подростков), стимулированием использования в производстве отдельных видов сырья и энергии, уменьшением выброса в атмосферу вредных отходов и т.д.

Сюда также относятся компенсационные выплаты индивидуальным застройщикам жилья, на удешевление стоимости строительства молодежными жилищными кооперативами, транспортным организациям в связи с предоставлением пенсионерам бесплатного проезда. К другим субсидиям принадлежат также расходы бюджета на возмещение банкам разницы процентных ставок по льготным кредитам на индивидуальное строительство на селе, расходы внебюджетных фондов или суммы отчислений с них, остающиеся в распоряжении предприятий, для оплаты научно-исследовательских работ, повышения социальных гарантий работникам соответствующих отраслей и тому подобное.

  Следующие разделы...


взамен предоставленного товара, услуги, труда или актива предоставляется компенсация в виде товара, услуги и т.д.

выплата пенсий, стипендий, гуманитарная помощь и т.д.

фиксируются в «счетах других изменений активов»
В соответствии с положениями действующего законодательства, национальные классификаторы приравниваются к национальным стандартам Украины
Стандартные статистические классификации: основные принципы. – Статистическая комиссия ООН (30-я сессия), 1999
ДСТУ 1.0:2003 Национальная стандартизация. Основные положения
ДСТУ 1.10:2005 Национальная стандартизация. Правила разработки, построения, преподавания, оформления, ведения национальных классификаторов
Корпорации – это институциональные единицы, созданные с целью рыночного производства товаров и услуг, являющиеся источниками прибыли или другой финансовой выгоды для своих владельцев. В рыночной экономике корпорации считаются основной институциональной формой предпринимательства
Квазикорпорации – это унитарные предприятия, то есть предприятия, созданные одним основателем (владельцем); во всем другом они не отличаются от корпораций
Секторы – это группы институциональных единиц, однородные с точки зрения функций, которые они выполняют в экономическом процессе, и способа финансирования расходов
К финансовым учреждениям относятся банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании и другие юридические лица, исключительным видом деятельности которых является предоставление финансовых услуг. Финансовая услуга – это операции с финансовыми активами, которые осуществляются в интересах третьих лиц за собственный счет или за счет этих лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, и за счет привлеченных от других лиц финансовых активов, с целью получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов
В некоторых странах к сектору домашних хозяйств относят лишь сами домохозяйства, а некорпоративные предприятия относят к сектору корпораций
К этому сектору относят также лиц свободных профессий. Предполагается, что они являются владельцами некорпоративного предприятия, которое состоит из одного лица
жилищные услуги, которые предоставляются владельцами жилья самим себе, рассматриваются в СНС как производство для личного потребления (подобно потреблению фермером продуктов своего труда)
Финансовые посредники, или финансовые институты, представляют собой организации, которые выпускают финансовые обязательства (требования к себе) и продают их как активы за деньги В национальной практике на официальном уровне понятие «финансовый посредник» впервые было использовано в Постановлении Кабинета Министров Украины «О мероприятиях по развитию фондового рынка и совершенствованию его государственной регуляции»
Инвестиционные компании (фонды) представляют собой разновидность кредитно-финансовых организаций, специализирующихся на привлечении денежных средств инвесторов путем выпуска собственных ценных бумаг и размещения мобилизованных средств в ценные бумаги других юридических лиц, а также на банковские счета, вклады и депозиты
т.е. целью не является получение прибыли
Приложение Д
третье издание, одобренное Статистической комиссией ООН в 1993 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАТИСТИКИ УКРАИНЫ. Приказ «Об утверждении Методических рекомендаций относительно расчета валового регионального продукта производственным методом» (Методические рекомендации, п.2.3) 04.06.2004 № 351
К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, импортные и экспортные пошлины, налог на рекламу, гостиничный сбор, единый налог на предпринимательскую деятельность, сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, таможенные сборы, отчисления с оплаты за транзит природного газа, нефти и аммиака через территорию Украины и т.д.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАТИСТИКИ УКРАИНЫ. Приказ «Об утверждении Методических рекомендаций относительно расчета валового регионального продукта производственным методом» (Методические рекомендации, п.2.3) 04.06.2004 № 351
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАТИСТИКИ УКРАИНЫ. Приказ «Об утверждении Методических рекомендаций относительно расчета валового регионального продукта производственным методом» (Методические рекомендации, п.2.3) 04.06.2004 № 351
Условная оценка этих услуг осуществляется либо с помощью рыночных ставок арендной платы за аналогичные жилища, сдаваемые в наем квартиросъемщикам, либо, если это невозможно, на основе затрат на оказание этих услуг
Расходы на охрану окружающей среды включают текущие затраты на охрану окружающей среды и инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
по рекомендациям ООН (1993 г.)
Хикс Дж. Стоимость и капитал. –– М.: Прогресс, 1993
акций, облигаций и депозитов в банке
инфляцией, ростом стоимости земли
Корреспонденция счетов – система непрерывной и взаимосвязанной записи счетов, что достигается путем двойной записи каждой хозяйственной операции на дебете одного счета и на кредите другого. Между двумя счетами возникает взаимосвязь, которая и называется корреспонденцией, а сами счета – корреспондирующими. Корреспонденция счетов с указанием суммы операций называется счетной формулой или бухгалтерской проводкой
сумма валовой добавленной стоимости и чистых налогов на продукты. Термин «чистые» означает, что налоги показаны за вычетом соответствующих субсидий. Субсидии – текущие некомпенсируемые выплаты из государственного бюджета предприятиям, при условии производства ими определенного вида продукции или услуг
Промежуточное потребление определяется как стоимость товаров и рыночных услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в течение данного периода с целью производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (амортизация) не входит в промежуточное потребление
В системе национальных счетов валовая добавленная стоимость оценивается в основных ценах, т.е. в ценах, включающих субсидии на продукты, но не включающих налоги на продукты
Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа, случайных повреждений
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАТИСТИКИ УКРАИНЫ. Приказ «Об утверждении Методических рекомендаций относительно расчета валового регионального продукта производственным методом» (Методические рекомендации, п.2.3) 04.06.2004 № 351
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАТИСТИКИ УКРАИНЫ. Приказ «Об утверждении Методических рекомендаций относительно составления счета капитала по институциональным секторам экономики (Методические рекомендации, разд.2) 12.12.2008 № 498
не включающим потребление основного капитала, который выделяется как отдельная статья
Термин «валовая» означает то, что показатель включает потребленную в процессе производства стоимость основного капитала
Чистая прибыль – это показатель макроэкономической прибыли в СНС, который рассчитывается путем вычитания потребления основного капитала (амортизации) из валовой прибыли
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАТИСТИКИ УКРАИНЫ. Приказ «Об утверждении Методики расчета валового внутреннего продукта производственным методом и по доходам» (Методика, розд.2) 08.11.2004 № 610
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАТИСТИКИ УКРАИНЫ. Приказ «Об утверждении Методики расчета валового внутреннего продукта производственным методом и по доходам» (Методика, розд.2) 08.11.2004 № 610
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАТИСТИКИ УКРАИНЫ. Приказ «Об утверждении Методики расчета валового внутреннего продукта производственным методом и по доходам» (Методика, розд.2) 08.11.2004 № 610
Для некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, члены которых могут не получать зарплату, валовая прибыль содержит элемент вознаграждения за труд, который не может быть отделен от дохода владельца или предпринимателя, и поэтому называется валовым смешанным доходом
Сумма учитывается с противоположным знаком, поэтому будет добавлена к балансовому счету
доходы, получаемые от предоставления в пользование другим институциональным единицам финансовых активов, земли и других активов
Налоги на продукты включают платежи, размер которых прямо зависит от стоимости произведенной продукции и оказанных услуг: налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы и др.
Валовое накопление основного капитала (капиталообразующие инвестиции) включает так называемые чистые капиталовложения и амортизационные отчисления
Производители и продавцы выступают в роли сборщиков косвенных налогов, уполномоченных на то государством, а покупатель становится плательщиком косвенного налога
МЕТОДОЛОГIЧНI ПОЛОЖЕННЯ щодо річного розрахунку валового  внутрішнього продукту за категоріями кінцевого використання. –– Затверджено Наказом Держкомстату України 01.12.2006 № 581
Валовое накопление основного капитала в форме улучшения существующих основных средств классифицируется как приобретение новых активов того же вида
Покупка основного капитала оценивается по ценам приобретения с включением всех расходов покупателя на передачу прав собственности, в то время как продажа существующего основного капитала оценивается после исключения любых расходов продавца по передаче права собственности. Приобретение новых зданий и сооружений учитывается в текущих ценах или ценах покупателей с учетом соответствующих расходов покупателей в связи с передачей прав собственности. Выбытие существующих зданий и сооружений учитывается по ценам, оплаченным покупателями их прежним владельцам, минус соответствующие расходы последних
Расчет изменения запасов материальных оборотных средств осуществляется по данным финансовой отчетности (балансов) предприятий финансовых учреждений, Государственного казначейства, фондов социального страхования, а также статистики сельского хозяйства и окружающей среды
Незавершенное строительство и незаконченный капитальный ремонт также относятся к незавершенному производству, если за них не поступил платеж. Кроме того, незавершенное производство состоит из продукции лесонасаждений – леса, выращенного для вырубки на древесину, а также сельскохозяйственной продукции аграрных предприятий и подсобных хозяйств населения; например, запасы молодняка и скота на откорме, выращиваемых для одноразового использования, и продукция незавершенного производства в растениеводстве
готовых к поставке другим институциональным единицам и не предназначенных для последующей их переработки на данном предприятии
При этом не осуществляется их переработка, за исключением предоставления им привлекательного и удобного для продажи вида (например, мойка, сортировка, упаковка)
Эта категория активов учитывается для институциональных секторов финансовых корпораций и домашних хозяйств
определяются по данным платежного баланса
расчет и переоценку этих показателей осуществляет Национальный банк Украины
Резидентами считаются лица, постоянно проживающие в стране. Рабочие-мигранты являются резидентами той страны, в которой они работают, если они проживают в этой стране не менее одного года. Правительство страны, включая его деятельность за границей, например, дипломатические представительства, является резидентом своей страны. Все предприятия, осуществляющие свою хозяйственную деятельность в пределах территории страны, классифицируются как резиденты даже в том случае, если они частично или полностью являются иностранной собственностью. Аналогично, зарубежные отделения и филиалы предприятий-резидентов будут рассматриваться как нерезиденты
http://ukrstat.gov.ua/control/uk/localfiles/display/metod_polog/s_nac_r/nac_11.htm
земля, природные ископаемые и т.д.
произведенных материальных активов
Под факторными доходами подразумевается оплата труда наемных работников, рента, ссудный процент и прибыль корпораций
Для большинства стран удельный вес чистых факторных доходов в объеме ВВП колеблется в пределах ± 1%. Различие между ВВП и ВНП существенно для стран, значительную долю доходов которых составляют доходы от различных услуг гражданам других стран. Примерами являются Кипр, Греция, Мальта и другие страны, предоставляющие туристические услуги; а так же страны, предоставляющие банковские услуги гражданам других стран, такие как Швейцария, Люксембург и т.д.
амортизационные отчисления
Ранее косвенные налоги не включались в сумму факторних доходов (ВНД), однако в последней версии СНС государство рассматривается как еще один фактор общественного воспроизводства, поэтому косвенные налоги рассматриваются как соответствующий факторный доход
основная форма индекса цен для совокупности разнородных товаров
В потребительскую корзину, используемую Госкомстатом Украины, входит 296 наименований товаров и услуг (см. «Методологічні положення щодо організації статистичного спостереження за змінами цін (тарифів) на споживчі товари (послуги) і розрахунку індексу споживчих цін». –– Источник: http://ukrstat.gov.ua/control/uk/localfiles/display/metod_polog/s_cin/ciny_1.htm)
В 1807 г. вышла книга русского экономиста Федора Вирста «Рассуждения о некоторых предметах законодательства и управления финансами и коммерцией Российской империи», в которой был впервые исчислен агрегатный индекс цен с весами базисного периода (см. Ковалевский Г. В. Индексный метод в экономике. –– М., 1989.)
Первым, кто предложил и использовал агрегатный индекс цен с весами расчетного периода, был английский экономист Томас Манн. В 1609 г. он вычислил эти индексы в своем исследовании «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией» (см. Ковалевский Г. В. Индексный метод в экономике. –– М., 1989.)
по данным Госкомстата Украины
по данным Госкомстата Украины
создатель знаменитой «экономической таблицы» (1758 г.)
1914 год
Митчелл У. Экономические циклы: Проблема и ее постановка. –– М.: Л., 1930.
Стоун Р. Метод затраты–выпуск и национальные счета. –– М., 1966.
Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. –– М., 1989.
Альфред Маршалл (18421924) – английский экономист, лидер неоклассического направления в экономической науке, представитель кембриджской школы экономики
Рагнар Антон Киттиль Фриш (18951973) – норвежский экономист. Лауреат Нобелевской премии 1969 г. «за создание и применение динамических моделей к анализу экономических процессов»
голландский экономист; в 1969 г. получил Нобелевскую премию за создание и применение динамических моделей к анализу экономических процессов
Выдающийся американский экономист, лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев родился в 1906 г. в Санкт-Петербурге в семье профессора экономики. Окончил Ленинградский университет, изучал философию, социологию и экономику, затем продолжил обучение в Берлинском университете. В 1931 г. выехал в США, где поступил в Национальное бюро экономических исследований. В первой его книге «Структура американской экономики, 1919–1929 гг.: эмпирическое применение анализа равновесия» (1941 г.) изложен метод экономического анализа «затраты – выпуск», который стал основой национальных счетов большинства стран мира
Известный английский экономист, лауреат Нобелевской премии Ричард Стоун родился в 1913 г. в Лондоне. В 1935 г. окончил Кингс-колледж Кембриджского университета. Занимался экономической статистикой. В 1940 г. совместно с Дж. Кейнсом и Дж. Мидом составили обзор экономического и финансового положения Великобритании в виде системы таблиц, отражавших показатели национального дохода и расходов за 1938 г. и 1940 г., личных доходов, расходов и сбережений населения, дававших оценки возможностей частного сектора в оказании помощи правительству в войне
Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. –– М.: Прогресс, 1978. –– 275 с.
Aukrust O. Investment and Economic Growth // Prod. Meas. Rev. 1959. –– Vol. 16. Febr.
В послевоенные годы идея планирования капиталистической экономики возрождается и получает усиленное развитие во Франции. Среди французских сторонников институционально-социологического направления особое место принадлежит Франсуа Перру (1903–1987) – профессору «Коллеж де Франс», основателю и директору Института экономического и социального развития
Джон Ричард Хикс (19041989) – английский экономист, лауреат Нобелевской премии 1972 г. «за новаторский вклад в общую теорию равновесия и теорию благосостояния»
Маленво Эдмон Камиль (1923) французский экономист, статистик; один из лидеров французской эконометрической школы. Специалист в области макроэкономической теории. Ему принадлежит труд: «Новый взгляд на теорию безработицы» (1980), посвященный структурному кризису 70-80-х гг.
Ж. Маршаль Новые элементы  французской  системы национальных счетов. –– М., 1987.
Полли Хилл (19142005) – английский экономист и антрополог. Родители – нобелевский лауреат по медицине и психологии Арчибальд Хилл и Маргарет Невилл Кейнс (родная сестра Дж. М. Кейнса)
Джон Мейнард Кейнс, лорд (18831946) – английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории. Родился в семье известного экономиста Джона Невила Кейнса
по поручению 72-го конгресса США
Первая версия СНС ООН разработана в 1952 г. (официальный документ опубликован в 1953 г.)
Hosted by uCoz